Суббота, 27.04.2024, 00:40

Вход Главная Мой профильРегистрация Выход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
» Меню сайта

» Доверие к ЕГЭ

» Запись в 1 класс

» Я-родитель

» Опрос
Уважаемые родители! Назовите самую важную, на Ваш взгляд, проблему в воспитании:
Всего ответов: 26

» Работа столовой

» Счетчик "Спутник"

» ...
Рейтинг@Mail.ru

» ...

» Архив

 Первый раз в первый класс

Уважаемые родители первоклассников!

По ссылке вы можете ознакомиться с буклетом "Мониторинг оценки готовности первоклассников к школе", разработанный ГКУ ЯНАО РЦОКО.

Буклет.

Методика логопедической работы по устранению  нарушений письменной речи.

 Механизмы нарушения чтения и письма во многом являются сходными, и поэтому в методике коррекционно-логопедической работы по их устранению имеется много общего.

 Развитие фонематического восприятия при устранении фонематической дислексии, артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.

Логопедическая работа по уточнению и закреплению дифференциации звуков проводится с опрой на различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный и др.). При этом учитывается, что совершенствование слухопроизносительных дифференцировок осуществляется более успешно в том случае, если оно проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. В работе по дифференциации звуков используются и задания на развитие фонематического анализа и синтеза. Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает два этапа:

Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков;

Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

     На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану:

  Уточнение артикуляции и звучание звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;

  Выделение его на фоне слога,

  Определение  наличия и места в слове (начало, середина, конец);

  Определение места звука по отношению к другим (какой по счету звук, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове;

  Выделение его из предложения, текста.

     На втором этапе проводится сопоставление смешиваемым звукам в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основной целью является их различение, поэтому речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками. При устранении  дислексии и дисграфии каждый из звуков в процессе работы соотносится с определенной буквой. При коррекции дисграфии большое место занимает письменное упражнение, закрепляющие дифференциацию звуков.

         Развитие элементарных лингвистических представлений старших дошкольников

       Начальная школа сегодня предъявляет повышенные требования к общей подготовке детей к школе. Трудно выделить самое важное направление в развитии детей, так как любая деятельность ребенка (познавательная, интеллектуальная, физическая ит.д.) имеет неоспоримое значение в развитии личности. Дети интересуются родным языком, чутко воспринимают его. Некоторые явления русского языка (например, многозначность слов) удивляют детей и вызывают интерес к их анализу. Тем самым у ребят спонтанно, у кого-то в большей степени, у кого-то в меньшей, развиваются металингвистические способности. Актуальность работы по этому направлению очевидна.

      Начальная школа четко выделяет цели и задачи, стоящие при изучении родного языка:

       учить детей осмысленно читать, говорить и писать;

       дать доступные пониманию  детей первоначальные знания о языке и литературе;

       обогащать и развивать речь ребенка;

       развивать их внимание и интерес к родной речи;

       развивать логическое и образное мышление,  память;

       помочь детям овладеть письменными приемами;

       развивать устойчивый интерес к учебе.

     В то же время изучению самих языковых фактов, их осмыслению отводится очень мало внимания, что не идет на пользу ребенку. Учеными доказано (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский ), что чувствительность к особенностям русского языка у детей в 5-7-летнем возрасте высока. Но если не развивать, не поддерживать интерес к языку, то он угаснет, а отсюда – трудности, «нелюбовь» к изучению русского языка по программе общеобразовательной школы.

     Выделив основную цель – элементарное лингвистическое развитие детей старшего дошкольного возраста, решаем следующие задачи:

1.   Закреплять с детьми пройденный материал, способствующий овладению навыками чтения и письма.

2.    Развивать и поддерживать интерес к осмыслению языковых фактов, таких как: синонимы, антонимы, омонимы, метаграммы, логогрифы, анаграммы.

3.   Формировать и развивать на материале элементарного языкового анализа и синтеза психические процессы: слухоречевую, зрительную память, логическое и образное мышление, восприятие, произвольное внимание.

 Учитывая психофизиологические возрастные особенности детей, работа строится на следующих основополагающих принципах:

     индивидуальный подход,

     целостность предлагаемого материала и его логическое дробление,

     посильность нагрузки,

     последовательность изложения материала,

     нацеленность на успех.

  Основное содержание работы систематизировано следующим образом:

1.   Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы.

2.   Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога.

3.   Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова.

4.   Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне словосочетания.

5.   Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения.

 

 

              Предупреждение ошибок чтения и письма   на уровне буквы

      Сначала проводится подготовительный этап, помогающий развивать ориентировку в пространстве. Большим успехом пользуется игра «Электронная муха». Рисуем также по клеточкам под диктовку. Эти игры требуют концентрации внимания, четкости выполнения инструкций. Выкладывание и лепка букв помогают фиксировать внимание детей: в какую сторону направлена буква, где какие ее элементы расположены. Это позволяет избежать ошибок в графическом изображении буквы, развивает мелкую моторику рук, способствует запоминанию образа буквы. Играем в игры: «Буквы-путанки», Буква сломалась», «Буквенная мозаика», «Обведи букву по трафарету, заштрихуй», «Азбука рассыпалась».

    Чтобы дети могли усвоить связь буквы и звука, игровой персонаж Кузя «рассказал» детям, что звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем; что согласный звук может иметь пару; что твердый и мягкий звуки обозначаются одной  и той же буквой, и т. д. Эти значения закрепляем играми: «Разноцветные мячики», «Мячик-смягчитель», «Словесная цепочка». Систематически проводим игры – подбор слов на данную букву. Игра «Волшебный мешочек» еще и развивает мелкую моторику рук, тактильность. Дети очень любят игры «Найди букву», «Трансформируй букву» и др.

 

 

               Предупреждение ошибок чтения и письма  на  уровне слога

             С этой целью подбираем слова с заданным слогом в определенной позиции. Например, слог Са: САни, САхар, САлют, лиСА, коСА, полоСА…

     Составляем схемы слогов с использованием цветных фишек: зеленый цвет – для мягкого согласного, синий цвет – для твердого согласного, красный цвет – для гласного.

     Читаем слоги по кубикам и слоговому лото.

     Ребятам нравятся игры «Живые буквы», «Составь слово». На доске выставляются картинки с выделением первых букв, из которых дети составляют слог. Например: 

    Улитка и муравей ( слог УМ).

     Далее задание усложняется – вспоминаем слова сданным слогом: Умный, Умник, Умница. Поменяем картинки местами, и выяснится, что теперь получится слог МУ. Составляем слова с данным слогом: Мука, Муха, Мусор.

    Здесь происходит знакомство детей со словами – «оборотнями» (ум – му, кот – ток и др.).

      

          Предупреждение ошибок чтения и письма  на уровне слова

     Вначале персонаж Кузя объяснил детям понятие «слово». Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие слова (союзы и предлоги) состоят из одной буквы: к, у, с, и, в.

    Составляем предложения, используя картинки, между которыми стоит союз а . Например:

    Морковь -  овощ, а яблоко – фрукт. Морковь растет  в огороде, а яблоко в саду. (Надо придумать как можно больше предложений.)

    Для работы с предлогами используем схемы:

 

                 В                             НА                   ПОД

 

    Разгадывание ребусов стимулирует умственную деятельность, а также дает прекрасные возможности для заучивания предлогов. Предлоги в ребусах подразумеваются, а не изображаются.

    Для уяснения лексического значения слова дети выполняют задания на подбор нужного слова к смысловому ряду:

    по опорным признакам: белое, теплое, парное - ? (молоко)

    по соответствию обобщающему понятию: какое слово лишнее и почему (зима, весна, среда)?

    добавь нужное слово (кеды, сапоги, тапки…).

    Назови общим словом (стул, стол, шкаф -…).

    Производим деление слов на слоги, подсчет слогов в слове, выделение ударного слога. Слова на слоги делим хлопками в ладоши, а на ударный слог топаем ногами. (Как показывает практика, дети испытывают большое затруднение с определением ударного слога).

    Выполняем подбор слов с к заданным схемам с гласными буквами.

Например:

          А                     мак

          А   А                каша

          А   А   А           ананас

          А   И                раки

          И   А                ива

    Дается и обратное задание: выделить из приведенных слов только гласные звуки (буквы).

    С помощью этих игр дети запоминают, что в слове столько слогов, сколько гласных.

    Игра «Подбери родственные слова» развивает зрительное и слуховое восприятие. Например: зима – зимушка, зимний.

    Игры «Слоги рассыпались», «Слоговое лото» развивают сосредоточенность, зрительную активность, мелкую моторику рук, упражняют в чтении и помогают предупредить ошибки в чтении и письме на уровне слов.

    Игры с заменой одного звука (буквы) другим развивают у детей фонематический слух, зрительно-поисковую деятельность, мелкую моторику рук, мышление, знакомят с метаграммой, упражняют в чтении.

Например: (маска –миска – каска – киска).

    Составляем лесенки на заданную букву:

    Кот, ком, кит

    Крот, кино, краб

    Каток, кашка

    Клубок, курица

 

 Дети с радостью играют в рифмы (подбор слов к данной рифме). Например: сок – лесок, носок, голосок, в подбор синонимов, антонимов.

   

             Предупреждение ошибок чтения и письма   на уровне словосочетания

      Такие игры развивают у детей фонематический слух, зрительное восприятие, внимание, мышление, упражняют в чтении, активизируют речь.

     Игры на сочетание существительных с прилагательными:

а ) Подбор к слову как можно большего количества прилагательных, отвечающих на вопросы:

     Какой? какая? какие? чья? чьи? чей?  Например: 

 Яблоко какое? – сочное, спелое, сладкое, вкусное и.т.д.

 След чей? – заячий, волчий, лисий, беличий и т.д.

б ) Подбор существительного к данному прилагательному. Например:

     теплый – день, вечер, чай, шарф и т. д.

     теплая – погода, кофта, весна. вода и т.д.

     теплое – молоко, одеяло, пальто и т.д.

     теплые – носки, дни, валенки и т.д.

в ) Предъявление словосочетаний с пропущенными окончаниями прилагательного, которое нужно вставить:

     кофта – красн…, син…

     цвет -   красн…, син…

     пальто – красн…,син…

г ) Предъявление неверно составленных сочетаний (игра «Помоги Незнайке найти ошибку»). Например: длинная вечер (длинный), белая снег (белый).

Д ) Задания на сочетание существительных с глаголом:

     «Что можно сделать с яблоком?»

   (сорвать, купить, съесть, помыть, разделить, надкусить, уронить, сварить, запечь, нарисовать…).

 

        Предупреждение ошибок чтения и письма  на уровне предложения

     В первую очередь персонаж Кузя  объясняет детям , что такое предложение. Потом ребята упражняются в составлении предложений по схемам:

_________.

_________      _________.

_________      _________     _________.

_________      _________     _________     ________.

Зима.

Наступила  зима.

Наступила холодная зима.

Наступила холодная, вьюжная зима.

    Дается и обратное задание: составление схемы к данному предложению. Затем предлагается это предложение произнести с разными интонациями, соответствующими конечным знакам.

   Дети любят игры с выделением границ предложений в тексте. Такие игры развивают внимание, сосредоточенность, слух. Например: читается несколько предложений (текст), а дети должны хлопнуть в ладоши, когда, по их мнению, смысловая фраза закончилась:

  На улице льет дождь. В парке гуляют дети. Светит солнце.

  Интересна детям игра «Соедини части разорванных предложений». Например: Падает липкий. Снег громко лает. Шарик.

   Играя в эти игры, дети стали понимать, что начальное слово предложения всегда пишется с большой буквы, а в конце ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

   Благодаря этим играм ребенок становится более внимательным к слову, а значит, и к своей речи,, он начинает видеть слова как бы изнутри, а это путь к грамотности и фонетическому чутью. Ребенок учится видеть слово во взаимодействии с другими словами, постигает образность языка, тем самым у него повышается культура устной и письменной речи.

 

Памятка для родителей по развитию внимания у детей
 

Уважаемые папы и мамы! Помните, что внимание один из самых важных психических процессов, который является весомой составной частью результативности учебной деятельности. Старайтесь помочь ребенку тренировать его внимание.
1. В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребенку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребенка.

 

Тесты, помогающие выявить готовность ребенка к школе

  Зачитайте ребенку следующие утверждения и спросите его, согласен ли он с ними или нет. За каждый утвердительный ответ поставьте один балл.
1. В школе у меня будет много новых друзей.
2. Мне очень интересно, какие в школе уроки.
3. Я хочу дружить со всеми одноклассниками.
4. Я хочу, чтобы уроки были дольше, чем перемены.
5. Интересно, как выглядит классная комната.
6. Я обязательно буду учиться хорошо.
7. Каникулы - это самое лучшее в школьной жизни.
8. Я думаю, что в школе интереснее, чем в детском саду.
9. Я хочу скорее пойти в школу, ведь многие мои друзья - первоклассники.
10. Если бы можно было, я бы пошел в школу уже год назад.

Подсчитайте результаты.

Если ваш ребенок набрал от одного до трех баллов, то стоит призадуматься. Ваш ребенок вовсе не горит желанием идти в школу. Ему хорошо и без нее.

От четырех до восьми баллов - хороший результат. Ваш малыш хочет в школу. Но важно определить, что для него важнее: внешняя сторона или внутреннее содержание; что его больше интересует - новые друзья или сами уроки.

Если больше получено утвердительных ответов по первой части теста, то ребенок несколько идеализирует школу, он еще не совсем готов к трудностям школьных будней.

Если же больше положительных ответов во второй половине, то ваш малыш вполне представляет для чего ходят в школу, а повседневная школьная жизнь пока не вызывает у него неприязни.

Девять-десять баллов - отличный результат! Ваш малыш хочет идти в школу, и желание его вполне осознанно. Может быть, он сохранит свое отношение к школе на протяжении всего школьного обучения.

Возможно, результат теста не оправдал ваших ожиданий, и вы увидели, что ваш малыш пока еще не совсем готов идти в школу. Не огорчайтесь, ведь не все дети обязательно должны хотеть учиться. Важно заинтересовать малыша, показать ему, что в школе ему может быть очень интересно.

    Причем нужно обращать внимание ребенка не только на то, что в школе у него будет много новых друзей и он весело будет проводить каникулы. Покажите ему, что учеба - это весьма занимательное занятие само по себе. Объясните, что в школе он узнает много нового и интересного. Уделяйте больше внимания школьной подготовке. Систематически выполняйте различные упражнения на тренировку необходимых качеств, на получение новых знаний. Занятия с мамой, папой или бабушкой, особенно в игровой форме, должны вызвать у ребенка интерес. Больше времени проводите с малышом, рассказывайте ему о школе, но не приукрашивайте. Он должен усвоить, что в школе учиться хотя и нелегко, но интересно.

Тест на выявление знаний ребенка о школе и школьном распорядке

Попросите ребенка ответить на следующие вопросы. За каждый правильный ответ засчитывается один балл.

1. Что такое класс? (Класс - это комната, где проходят занятия. Там стоят парты, учительский стол, доска, на которой мелом пишут задание и выполняют упражнения. Еще классом называют всех учеников, которые вместе посещают занятия. Например, первый класс, класс "а", дружный класс.)

2. Что такое урок? (Урок - это время, когда узнают много нового, слушают объяснение учителя и выполняют различные упражнения. Иногда словом "урок" называют выполнение какого-либо задания, например "выучить уроки" - это значит выполнить упражнения, которые были заданы на дом.)

3. Что такое каникулы? (Каникулы - это перерыв на несколько дней, когда в школе нет занятий. Каникулы бывают осенью, зимой, в Новый год, весной, а летние каникулы длятся все лето.)

4. В классе учатся дети одного возраста или разного? (Все дети в одном классе обычно одного возраста. Дни рождения у них могут быть в разное время, но все они одного года рождения.)

5. Как можно узнать, что пора идти на урок? (Звенит звонок на урок, коридоры пустеют, а все дети спешат занять свое место за партой в классе.)

6. Что такое перемена и для чего она нужна? (Перемена - это перерыв между уроками, когда можно отдохнуть, поиграть, сходить в столовую или в туалет.)

7. Что такое отметка? (Отметка - это оценка того, как ученик выполнил задание или работал на уроке. Отметки исчисляются в числах от одного до пяти.)

8. Какие отметки хорошие, а какие - плохие? (Чем больше число, обозначающее отметку, тем выше сама отметка, тем, соответственно, лучше результат.

1 - "единица" - самая плохая отметка;

2 - "двойка" - плохо;

3 - "тройка" - посредственно, удовлетворительно, не очень хорошо;

4 - "четверка" - это хорошая отметка;

5 - "пятерка" - отлично.

Про того, кто учится на пятерки, говорят, что он отличник, а тот, кто учится на двойки, - двоечник; он учится плохо.)

9. Что такое школьный дневник и для чего он нужен? (Дневник - это такая специальная тетрадка, в которой есть расписание уроков. Там дети записывают домашнее задание, а учитель ставит туда отметки.)

10. Как в школе называют стол, за которым сидят дети? (Дети сидят за партами.)

11. На чем пишет учитель, когда объясняет правило или задание? (Учитель пишет на доске.)

12. Как нужно обращаться к учительнице? (К учительнице обращаются по имени-отчеству и на "Вы".)

13. Что нужно сделать, если необходимо спросить что-то у учительницы или когда хочешь ответить на заданный вопрос? (Нужно молча поднять руку, но так, чтобы ее было видно. Когда учительница обратит внимание и спросит, можно задать свой вопрос или дать ответ.)

14. Что нужно сказать, если необходимо выйти в туалет? (Надо поднять руку и спросить: "Можно выйти?")


   Если ваш малыш правильно ответил на 11-14 вопросов, то он вполне знаком со школьными правилами и необходимость следования школьному распорядку не будет его огорчать. Он будет с уважением относиться и к учителям, и к своим одноклассникам и, скорее всего, будет отличаться примерным поведением.

    Правильные ответы на 7-10 вопросов свидетельствуют о том, что ребенок в общих чертах знаком с правилами школьного распорядка, но, чтобы он меньше испытывал трудностей в повседневной школьной жизни, неплохо было бы подробнее поговорить с будущим первоклассником о школе.

   От 4 до 6 правильных ответов - это информация к размышлению для родителей. Ваш ребенок еще не очень хорошо знает, как проходят занятия в школе, как необходимо себя вести в тех или иных ситуациях. Поэтому побольше рассказывайте малышу о школе, спрашивайте его время от времени о деталях школьной жизни.

  В том случае, когда правильных ответов всего 3 или меньше, - это уже тревожный сигнал. Может быть, вы совсем не разговариваете с малышом о том, как проходят школьные будни.

   Если количество правильных ответов вашего малыша меньше шести, наряду с разговорами о школьном распорядке мы рекомендуем вам моделировать повседневные школьные ситуации.

Для этого пригласите других ребят и поиграйте с детьми в "Лесную школу". Эта игра помогает "примерить на себя" школьную жизнь и представляет собой ролевую игру, где дети учатся, как нужно вести себя в школе. Хорошо, если удастся собрать что-то вроде класса - группу из нескольких человек.

   Каждый ребенок (или взрослый, если вы тоже принимаете участие) представляет какого-либо животного. Выбирается ведущий - это учитель, мудрая сова. Звенит звонок, сова влетает в класс и представляется: "Здравствуйте, ребята, меня зовут Сова - Мудрая Голова, а вас как зовут?" Дети наперебой начинают представляться именами своих животных.

Сова их учит, что, для того чтобы всех было слышно и все смогли представиться, нужно называть свое имя по очереди, а если необходимо что-то сказать, то надо поднять лапу или крыло.

    Затем можно смоделировать различные школьные ситуации. Например, Сова объясняет новый материал, вызывает для ответа к доске, спрашивает урок и задает домашнее задание.

Copyright MyCorp © 2024
» Сетевой город

 
 
 
» Мы в Instagram

 
 
 
» ...

 
 
 
» ***

 
 
 
» Учимся дома

 
 
 
» Форма входа

 
 
 
» Поиск

 
 
 
» ...

 
 
 
» РЭШ

 
 
 
» ...

 
 
 
» Полезная ссылка

 
 
 
» Полезная ссылка

 
 
 
» Полезная ссылка

 
 
 
» Полезная ссылка

 
 
 
» ...

 
 
 
» ...

 
 
 
» ...

 
 
 
» ...

 
 
 
» ...

 
 
 
» ...

 
 
 
» ...

 
 
 

Copyright MyCorp © 2024