Тема урока: Имя существительное
Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.
Форма урока: урок-путешествие
Предметные цели: Определить, что такое существительное, отработать умение определять грамматические признаки существительного, формировать навыки употребления существительных в речи
Регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку
Коммуникативные УУД: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи
Личностные УУД: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимися интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности обучающихся на уроке, умения обобщать и делать выводы
Ход урока.
1.Вот опять звенит звонок
Ты готов начать урок?
Настроение на 5,
Значит будем начинать!
Я рада видеть вас всех в этом классе. Надеюсь на вашу поддержку и нашу общую плодотворную работу.
2.Целеполагание
Постановка проблемы и задач урока
На предыдущих уроках мы начали повторять части речи, и сегодняшнее занятие я хочу начать с загадки, ответ на которую позволит вам определить тему урока:
«Давно живу я в мире этом, даю названия предметам».(1слайд)
- О какой части речи эта загадка? Почему вы так считаете?
- Правильно, это имя существительное.
- Прочитайте эпиграф урока:
Имя существительное – хлеб языка.
Л.В.Успенский (слайд 2)
-Докажите это высказывание.
- Объясните значение слова "хлеб". Поразмышляйте, какую роль играет хлеб в жизни людей. Объясните значение слова "язык".
(О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных). (слайд 3)
- Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему урока (Имя существительное как часть речи). (слайд 4)
Постановка целей урока
С именем существительным вы знакомы с начальных классов.
-Чем мы с вами будем заниматься на уроке?
-Какие цели поставим?
Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки . (слайд 5)
Повторение знаний начальной школы. Я предлагаю вам отправиться в путешествие. С чего оно начинается?
Составление маршрута.
Прием «Корзина идей» (слайд 6)
Нарисовать корзину, в которую будут складывать идеи
-Что вы знаете об имени существительном?
Индивидуальная работа (ученики записывают в тетради 1-2мин. все, что знают)
Работа в группах 3мин
Дети делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение предоставляю не более 3 минут. Ученики выясняют, в чём совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляет список идей).
- Время уже истекло. Теперь обсудите с соседом по парте информацию, которую вы записали в тетрадь. Но ничего не зачеркивайте, даже если это неправильно. Выясните, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
- Теперь назовите по очереди какое-нибудь понятие по данной теме, при этом не повторяя ранее сказанного. Соберем в корзине идей все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель (прикрепляет листочки с ответами к корзине) записывает все идеи в виде тезиса без комментариев).
Самостоятельная часть речи
Кто? Что?
Предмет
Падежи
Склонение
Род
Число
Подлежащее
Собственное – нарицательное
Одушевленное – неодушевленное
Самостоятельная часть речи
Кто? Что?
Предмет
Мы с вами определили места, которые хотим посетить и решили Что? Кого? берем с собой. (слайд 7)
1.Собственное – нарицательное Логические цепочки
Давайте определим начало нашего маршрута. (слайд 8)
Страна Россия, регион Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), город Новый Уренгой, МБОУ(муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение) «СШ им.Д.И.Корочаева».
Запишите правильно начало маршрута.
-Почему одни слова пишутся с заглавной буквы, а другие со строчной. (слайд 9)
Впечатления от нашего путешествия мы будем записывать в свои дневники (оценочные листы). Оцените свои работы, поставьте отметки в дневник путешественника
2.Одушевленные – неодушевленные
-На чем мы отправимся в путешествие?
-Почему на доске записаны два вопроса? Игра «Ладушки». Если сущ. одуш – хлопаете в ладоши, если нет – зажимаете кулаки.
Поезд
Собаки
Верблюды
Самолет
Машина
Осел
Оцените свои работы, поставьте отметки в дневник путешественника (слайд 10)
Теперь, когда все организационные вопросы решены, отправляемся в дорогу.
Первая точка нашего путешествия остановка РОД
3.Род
-Как определить род существительного? (Род существительных определяется путем подстановки местоимений он мой, она моя, оно мое.)
Сейчас мы посмотрим, как вы умеете быстро определять род существительного. Я буду читать загадки, а вы называете отгадки и записываете в тетрадь, распределяя их по 3 колонкам.
Птичка с железным клювом
И с длинным хвостом
Ныряет и след оставляет ( иголка) ж.р.
2) радость пастуха- оленевода,
На четырех палочках стоит,
Обсохнет – за мамой побежит (олененок) м.р.
3) По длинному стволу дерева бежит рыжая лиса (огонь) м.р.
4) Лежит у порога меховое кольцо-
Чужого в чум не пускает (собака) ж.р.
6) Один глаз для многих людей (окно) ср.р.
- Небесное дерево с тысячей ветвей. (Солнце) с.р.
Оцените свои работы, поставьте отметки в дневник путешественника (слайд 11)
4.Склонение
Мне кажется, что мы заблудились.
Кого или что мы не взяли с собой? Угадайте слово по его лексическому значению.
на-ви-га́-тор. 1. морск. на судне — лицо, в обязанности которого входит вычисление пути судна и определение его положения. 2. комп. неодуш. устройство, программа для прокладки курса, маршрута.
Заполните таблицу
|
|
|
мужского и женского рода с окончанием -а, -я
|
среднего рода с окончанием –о, -е
и мужского рода нулевым окончанием
|
существительные женского
рода с нулевым окончанием.
|
Поменяйтесь тетрадями и оцените работу друг друга. Отметки поставьте в дневник
(слайд 12)
Физкультминутка
5.ПАДЕЖ
Все ли на месте, делаем перекличку. Я называю падеж, а вы вопросы.
Пока мы проверяли все ли на месте, наша группа путешественников отправилась дальше, а мы отстали. Нам необходимо их догнать.
Игра «Кто быстрее». Задание: изменить по падежам имя существительное билет. На каждый ряд дается листок со словом, работа начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют слово, ставя в определенный падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание.
(слайд 13)
6.Нам пора идти дальше. Мы с вами в стране, язык которой незнаем, но знаем алфавит. Составьте как можно больше слов 1вар. – ед.ч, а 2вар. Мн.числа
Учитель предлагает детям прилагательное и набор букв. Учащиеся должны из этих букв составить существительные, относящиеся к данному прилагательному.
Белый – д, ц, е, в, т, ь, г, л, н, е, с, и, г, б, н, с, р, е, т, и, ы ( лист - листы
Гриб- грибы)
Деревянный – с, а, у, р, ы, т, о, ш, я, ф, к, л, н, л, п, к, ь. (стол, стул, шкаф, окно, парта)
Оцените свои работы, поставьте отметки в дневник путешественника (слайд 14)
Наше путешествие подошло к концу
Давайте поделимся впечатлениями от путешествия. Расскажем, друзьям, что мы видели в нашем путешествии, какие места мы посетили.
7.Подведение итогов. Что же мы сегодня повторили об имени существительном. Имя существительное – это часть речи, отвечает на вопрос кто? что?, обозначает предмет, относится к мужскому, женскому или среднему роду, бывает 1, 2 и 3 склонения, являются одушевленными и неодушевленными, собственными и нарицательными, изменяется по числам и падежам.
8.ОЦЕНИВАНИЕ. А теперь, ребята, оцените свою работу на уроке. Подпишите листок и поставьте себе ту оценку, которую вы считаете заслуженной на этом уроке.
Знаем мы теперь отныне-
Есть одно такое имя -
Назовет любой предмет
И на все нам даст ответ.
Это главная часть речи,
Обозначает все на свете,
Без нее никак нельзя.
Существительным ура!
9.Домашнее задание
1.Допишите текст, который вам дан на листочках.
2. Напишите лингвистическую миниатюру на тему: «Чем меня удивило имя существительное?»
|