Вторник, 03.12.2024, 23:04

Вход Главная Мой профильРегистрация Выход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
» Меню сайта

» Доверие к ЕГЭ

» Запись в 1 класс

» Я-родитель

» Опрос
Как Вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребёнка – семья или школа?
Всего ответов: 30

» Работа столовой

» Счетчик "Спутник"

» ...
Рейтинг@Mail.ru

» ...

Главная » Файлы » Мои файлы

Педагогическая диагностика
30.11.2012, 15:22

ачало школьного обучения и в сознании педагогов, и в сознании родителей первоклассника традиционно связано с проблемой готовности. Редкий родитель не задаётся вопросом, готов ли ребёнок к школе. За этим вопросом скрывается много разных чувств и переживаний родителей. О готовности детей к систематическому обучению серьёзно задумывается и педагог. Для него это – и вопрос собственной профессиональной успешности, и беспокойство за качество обучения. Эти вопросы особенно актуальны сейчас, когда перед каждым учителем стоит задача настроить процесс обучения на достижения не только предметных, но и метапредметных образовательных ресурсов (УУД). Такая «настройка» предполагает усиление внимания к каждому ребёнку, его индивидуальным возможностям, уровню стартовой готовности.

            Стартовая готовность – это совокупность умений, которые позволяют ребёнку успешно осваивать учебный материал, подаваемый определённым образом, и включаться в образовательные ситуации, которые создаёт для него педагог.

            Приходя в школу, ребёнок попадает в специально организованное для него образовательное пространство, состоящее из новых объектов, зрительных образов, видов деятельности и общения. Всё это создаётся педагогом для того, чтобы лучше научить. Но для начала нужно, чтобы ребёнок был готов учиться так, как предлагает ему учитель. Учебные ситуации необходимо выстраивать на основе тех умений и психических процессов, которые уже развиты у ученика хотя бы на первоначальном уровне. Нужны определённые стартовые умения. Речь не идёт об умении читать и писать. Речь идёт о различных способностях по отношению к школьнику, метапредметного характера. Это и есть стартовая готовность.

Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному освоению знаний  была проведена учителем начальных классов Костиковой О.М. на четвёртой неделе обучения  учащихся  1 «г» класса . Диагностика проводилась по рабочим тетрадям для первоклассника под редакцией М.Р.Битяновой  «Школьный старт», по  системы развивающего обучения Л.В. Занкова. Учащиеся с удовольствием выполняли тестовые задания, разработанные на базе реальных учебных заданий .

            Стартовая готовность ребёнка к школьному обучению и к обучению по системе развивающего обучения Л.В.Занкова, в частности складывается из совокупности 17 показателей (умений). Пятнадцать из них относятся к компоненту «инструментальная готовность», два характеризуют личностную готовность.

            Инструментальный компонент педагогической готовности характеризует сформированность умений в дошкольном детстве, позволяющих ребёнку:

  •     осуществлять учебное наблюдение в рамках задачи, поставленной учителем,
  •     осуществлять мыслительную деятельность (логические операции) на наглядно- образном уровне,
  •     осуществлять оперативный контроль собственных действий на основе образа и инструкции, данных взрослым,
  •     вступать в целенаправленное учебное общение со взрослым и сверстниками, удерживая тему и основные направления её развития.

Личностная готовность к обучению складывается из традиционного показателя учебной мотивации и отношению к школе, а также важного для системы развивающего обучения Л.В.Занкова показателя, отражающего готовность ребёнка обучаться на повышенном уровне сложности. В целом уровень личностной готовности позволяет понять:

  •     сформировано ли у ребёнка (или группы детей) ценностное отношение к знанию (познанию) и учебной деятельности,
  •     сформировано ли у ребёнка эмоционально- положительное отношение к школе,
  •     является ли для ребёнка ценностью преодоление познавательной трудности, поиск истины, учебное достижение высокого уровня сложности.

Личностная готовность в определённой мере представляет собой источник дополнительной «энергии», которую ребёнок, помимо послушания, желания быть хорошим в глазах взрослого, готов вкладывать в непростой, не всегда эмоционально привлекательный и физически затратный процесс обучения. Если этот источник не может быть полноценно задействован в процессе обучения, последний будет неэффективным или же ребёнок понесёт большие эмоциональные и физические затраты.

Таким образом, в первом классе ответ на вопрос об успешности ребёнка во многом зависит именно от того, была ли проведена диагностика готовности к обучению и на её основе- коррекция и индивидуализация процесса обучения. Ведь ребёнок, которому были созданы оптимальные условия в начале обучения, быстрее адаптируется к школьной жизни.

Дальнейший путь ребёнка в образовательном пространстве начальной школы также нуждается в оценке, а зачастую в корректировке. Успешность этого пути учитель может измерять мониторингом развития метапредметных универсальных действий. Первый этап этого мониторинга проводится уже в первом классе, ближе к конец учебного года. Во втором классе мониторинг будет продолжен с помощью нового комплекта диагностических материалов.

Учитель начальных классов

Костикова Ольга Михайловна

Категория: Мои файлы | Добавил: Школа
Просмотров: 1027 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024